Цветная калка или бакелитовый лак?

север

ветеран форуму
надійна команда
Прошу в этой теме делиться информацией (кто что знает или читал, слышал) о цветной калке на ружьях или покрытии их бакелитовым лаком: чтобы было меньше споров по этой теме!
Как их отличить друг от друга? Как эти покрытия производят в условиях заводов и в частном порядке? Есть ли такие мастера в Украине? Насколько оправданны такие покрытия? Что лучше из них? И т.д., и т.п.
Очень желательно с примерами, фотографиями, обсуждениями.
Для затравки- какое покрытие, например, на этом ружье: какие будут мнения?
http://uoor.com.ua/forum/index.php?threads/Продам-ружье-ИЖ-26-штучного-производства.60479/
 

немец1970

Слідопит
Тема старая.... на ганзе и медведе была с 2007 года.... смысл открывать её здесь???
Бакелитовым лаком покрывали ЦК, чтоб сохранить, защитить она легка к истиранию!
А в Украине делают.... здесь на форуме есть темка....
F1096727-0E75-484F-ABE8-1D332CD284A8.jpeg
 

север

ветеран форуму
надійна команда
Тема старая.... на ганзе и медведе была с 2007 года.... смысл открывать её здесь???
А что-других тем с нашего форума там нет? Да и не все читают российские сайты.
Так на ИЖ-26 ( по ссылке выше)- это что за покрытие?
Бакелитовым лаком покрывали ЦК,
???А я думал- что бакелитовый лак-это отдельное покрытие! И зачем ЦК им покрывали, если ЦК-самодостаточное покрытие? И я думал, она- лучше держится, чем лак?
Или сначала делали калку, а сверху нее- бакелитовым лаком покрывали?:confused:
 

Producer

Мисливець
Тема старая.... на ганзе и медведе была с 2007 года.... смысл открывать её здесь???
Бакелитовым лаком покрывали ЦК, чтоб сохранить, защитить она легка к истиранию!
А в Украине делают.... здесь на форуме есть темка....
Переглянути вкладення 323124
Ну все же читали ее на ганзе, и тем более 2007 год. Много молодых да и не молодых охотников добавилось. Почему бы и не обсудить данную тематику. Вы этой калкой занимаетесь и я думаю все досконально знаете по этой теме. Поделитесь опытом. Многим будет интересно.
 

север

ветеран форуму
надійна команда
Да калку и лак многие путают, поэтому и спорят. Как и в той теме, что я привел выше.
И что такое " оригинальная ижевская калка"?! А "неоригинальная" тульская была?:confused:
 

Серг-Кл

Слідопит
думается это еще один способ продать дороже... Если я правильно понял то заводская калка была следствием термической обработки с кожей рожей и костями в последствии вскрывали лаком под калку. Если не прав - поправьте! Но хотел бы разобраться в первую очередь для себя - что это за зверь - цветная калка? С точки зрения материаловедения "цвета побежалости" это косвенный результат изменений в структуре металла, а значит и в его свойствах. Если, к примеру, взять любой образец металла и подвергнуть его тепловой обработки то такие радужные цвета можно вытереть как воронение и оно никогда не будет "облазить" равнозначно с лаком. Своего рода это след от испарения веществ вскрытое лаком в народе обозванное цветной калкой. ХЗ такое ИМХО. Есть умельцы которые на раз два это восстанавливают. Смотрел ружье ИЖ 26 со следами от капсулей и при этом с идеальной цветной калкой, на мои сомнения продавец сослался на качество СССР.
 

Maximus1983

Мисливець
А "неоригинальная" тульская была?

Незнаю оригінальна чи ні, але на колодці моєї ТОЗ-Б присутня , і більше всього , що не лакована «калка» бо стиратися не хоче, так як протираю курківку промасляною тряпкою я частенько, то лаковане покриття мабуть вже потроху та стиралося б, але поки нехоче.
 

A_N_D_R_E_Y 13

Мисливець
Цветная калка на отечественных ружьях
Настоящая или имитация?
Юрий Максимов
фото автора







Уже несколько лет, на просторах Интернета и в оружейной прессе, с переменным успехом идёт ожесточённая дискуссия по поводу цветной калки на отечественных ружьях. Речь идёт о внешнем покрытии ствольных коробок ранних курковых «тулок» (ТОЗ-Б царского и советского производства) и, особенно, - популярнейших ныне ижевских горизонталок – Иж-54 и Иж-26.


Несмотря на то, что в отечественных книгах на охотничье-оружейную тематику прямо указано, что красивые «мраморные» разноцветные разводы на колодках советских охотничьих ружей – побочное следствие термообработки низкоуглеродистой стали, проводящейся для её цементации, часто можно слышать утверждения, что цветная калка – это лишь имитация. Лак такой, мол, «под калку». Намазали на колодку, засунули в печь, запекли и – вот она, имитация цветной калки. Потому она и облезает с металла и вообще – халтура ижевцев. Так где же истина?


В таком деле, как покрытие колодки ружья, наверняка не может быть промежуточных вариантов: обычно это или цветная калка или один из видов оксидирования. Реже – покрытие драгметаллами, хромом или никелем. Неужели был смысл изобретать велосипед и обманывать миллионы советских охотников и их потомков, столь ценящих оружие своих отцов и дедов?









Цветная калка очень хорошей сохранности на экспортном Иж-54. Фото: Александр Антонов

Цветная калка


Про технологию цветной калки написано много. И, как обычно, в таких рассказах всё сводится к неким таинственным особенностям технологии, которые хранятся мастерами в глубоком секрете. Мол – настолько всё сложно, что только единицы во всём мире могут сделать «настоящую» цветную калку, а остальные занимаются «имитацией». Для чего нужно было «имитировать» калку на серийных советских ружьях, нам не сообщают.



Битое жизнью Иж-54. Цветная калка на колодке вытерто, металл патинировался со временем



а это тройник Зауэра, 1962 года выпуска. Когда-то его колодка была покрыта красивой цветной калкой, ныне начисто вытертой жёсткой эксплуатацией. Так что калка стирается не только на наших ружьях

Не раз приходилось слышать про потерянные, после смерти «посвящённых» ижевских мастеров, секреты термообработки колодок. Складывается такое впечатление, что все старые технологические карты физически недоступны и являются неким стратегическим секретом. Конечно же, это не так.



Штучное Иж-54, 1956 г.в.

Если кратко и упрощённо, то разноцветные мраморные разводы на поверхности металла, именуемые «цветной калкой», не что иное как побочный эффект цементации колодок ружей. Длительное насыщение металла углеродом происходит под воздействием высокой температуры, в железном ящике с древесным углём и костями. Без костей желаемого рисунка калки не получится. При этом важен процесс охлаждения детали, которую нужно как можно быстрее, без допущения контакта с воздухом, поместить в воду. При охлаждении и появляются те самые красивые разводы.



фото германской комбинированной «горизонталки» довоенного производства. Цветная калка сильно вытерта, но её остатки выглядят достаточно симпатично. Фото: Алексей Вязун

Так применялась ли у нас эта методика массово? Для отечественной оружейной промышленности приоритетным всегда было производство военного оружия. Но, т.к. стране требовалось огромное количество и классических охотничьих ружей, то основными критериями для них были конструктивная простота и технологичность, обеспечивающие надёжность в любых условиях, большой ресурс и низкую цену продукции. Практически, исходя и стоимости и утилитарности, наше крупносерийное охотничье оружие является промысловым, сохраняя при этом классическую конструкцию и приемлемое оформление. Не до изысков, короче. Но цветную калку мы видим как на массовых «тулках», так и на рядовых «ижаках», выпущенных огромными тиражами. Где искать правду?


На одном из оружейных форумов я наткнулся на ссылку, по которой исходило, что редакция Российской Охотничьей Газеты (№38(790) от 16.09.2009) обращалась по этому поводу к ведущему инженеру-конструктору отдела Главного конструктора Ижевского механического завода М.Е.Драгунову, с вопросом об объеме выпуска ружей модели Иж-54 с цветной калкой колодки. Отвечая на вопрос редакции, сын создателя СВД якобы заявил, что «ружья с цветной калкой колодки выпускались в единичных экземплярах, так как такой процесс является технологически сложным и в массовом производстве оружия не применяется».


Всё это довольно свежо звучит. Во-первых, обобщённая информация по этому вопросу по сути прямо противоположна. Во-вторых, Михаил Евгеньевич на ИЖМЕХ пришёл относительно недавно (в 1991 году) и к гладкоствольному оружию отношение всегда имел весьма опосредованное. В-третьих – я позвонил Михаилу и задал ему вопрос касательно цветной калки вообще и запроса редакции в частности. Про запрос как таковой конструктор вообще ничего не припомнил, а вот про калку ответил, что она, насколько он знает, на наших ружьях всегда была настоящая. Во избежание недоразумений, он пообещал всё уточнить у ветеранов производства, что сулило пролить свет на истину.



колодка Иж-26 производства 1970-х гг



ещё одно Иж-26, цветная калка не такая красивая и порядком обтёрта

Обратился я и к ижевскому конструктору-оружейнику Виктору Вальневу, с 1980 г. работавшему на ИЖМЕХе и именно с охотничьими двустволками. Он, хотя и не застал производство моделей 54/26, но твёрдо убеждён, что цветная калка на этих моделях самая что ни на есть настоящая и на этих ружьях (не реставрированных) чёрных колодок он не видел. По его мнению, это сейчас в кустарных условиях цветную калку сделать явно на порядок дороже, чем даже ржавый лак. В заводских же условиях того времени калка была проще и дешевле ржавого лака.


Знакомый ижевчанин Олег Васильев посоветовал обратиться к Леониду Павловичу Беляеву, ветерану ИЖМЕХа. По моей просьбе, Драгунов в Школе ружейного мастерства имени Л.Васева, где ранее преподавал Беляев, нашёл телефон 75-летнего пенсионера, который с 1952 по 1967 гг. руководил бригадой сборщиков штучных и экспортных ружей, в т.ч. - именно модели «Иж-54»!


Во время очередного моего звонка, Михаил Драгунов буднично так сообщает, что держит в руках технологический альбом от 1962 года по Иж-54, в котором чёрным по белому написано: «обработка ствольной колодки – цветная закалка»! В принципе, вопрос снят, но никак нельзя упустить возможность пообщаться с «последним из могикан». Л.П.Беляев – последний, кто остался в живых из того поколения заводчан. Он – наш последний шанс узнать интересные подробности из производственных тонкостей по интересующей нас теме.


Звоню Леониду Павловичу и слышу в трубке бодрый голос, совсем не похожий голос 75-летнего деда. Представляюсь, объясняю Леониду Павловичу что да как и с маху задаю главный вопрос – настоящая ли была цветная калка на ижевских ружьях? Беляев оживляется и, не на секунду задумываясь, подтверждает очевидное, под корень круша надоевшие мифы и сомнения: цветная калка на наших ружьях была, причём как на Иж-54, так и на Иж-26. Настоящая! Покрытая сверху твёрдым бакелитовым лаком. Вот и всё, под многолетними нагромождениями теорий подводим уверенную черту и ставим жирную торжествующую точку.



Мастер Л.П.Беляев в окружении юных мастеров ижевской Школы ружейного мастерства



Л.П.Беляев ведёт урок в Школе ружейного мастерства. 1970-е гг. Обратите внимание на возраст слушателей – охотничье оружие на заводе собирали весьма юные мастера. Впрочем, во время войны на заводе работали и подростки, так что привлечение к работе подрастающего поколения - это просто хорошая традиция воспитания настоящих Мастеров

Но, думаю, многим читателям, особенно - счастливым владельцам «двадцать шестых» и пятьдесятчетвёрок», будет интересно узнать несколько любопытных фактов.

Иж-54. Неизвестные страницы истории.


Производство Иж-54 началось именно в 1954 году, с опытной партии. Сейчас многие охотники склонны утверждать, что самые первые выпуски «54-к» были самыми качественными. Но это не совсем соответствует действительности – серийное оружие становится наиболее качественным лишь спустя некоторое время, после отладки производства. К примеру – на показанном на фотографиях штучном Иж-54 1956 года выпуска, с казенников стволов начисто облез, казалось бы, нестираемый чёрный хром – именно из-за неотработанной, на тот момент, технологии. С самого начала стволы красили ржавым лаком, но недолго – уж слишком нетехнологичным был этот процесс. Попробовали чёрный хром – не пошло. Вернулись к ржавому лаку.


Иж-54 недаром считается штучным, даже в рядовом исполнении – сборка этих ружей, по сути, осуществлялась дважды – в «белом» виде и после цветной калки. Колодку, после термообработки, неизбежно «вело», поэтому необходимой была притирка блока стволов заново. Хороший мастер за день мог провести окончательную сборку не более 5-ти ружей – помимо технической сложности, из-за огромного количества ручных операций, требовалась предельная аккуратность, что бы не повредить цветную калку.


Требования к качеству сборки были очень высокими – на штучных ружьях зазоры между казённиками стволов и зеркалом колодки не должны были превышать 0,01 мм! Но и рядовые ружья были отменно собраны.


Первые выпуски Иж-54 имели цельные стволы, изготовленные методом глубокого сверления. Межствольные планки паялись припоем ПОС-40, процесс спайки проводился в печах, дефекты пропаивались паяльниками вручную. В казённой части ствольные трубки паялись латунью. Существует мнение, что это «отжигало» стволы, делая их менее прочными на разрыв. Отчасти это верно, но все спаянные стволы отправлялись на проверку. Ствольные блоки, не отвечающие расчётным требованиям по прочности, отбраковывались. Последующее внедрение ствольных муфт не только упростило производство, но и положительно сказалось на прочности стволов в частности и живучести ружья в целом.


Именно поэтому дальнейшее развитие Иж-54, воплощённое в модели Иж-26, оказалось большим шагом вперёд: помимо снижения трудоёмкости производства примерно в 1,5 раза, Иж-26 было ничем не хуже Иж-54 в эксплуатации, отличаясь от последнего только упрощением запирания и внешней отделки. Но из цехов уже шли более точно изготовленные детали, что резко снизило количество ручных доводочных операций. Вопреки расхожему мнению, смена болта Гринера на запорную планочку, никак не ослабило запирание. А наши охотники стали получили более дешёвое ружьё, имеющее отличные рабочие характеристики.






паспорта на Иж-54

Градация исполнения модели Иж-54 была простой: рядовые ружья (они шли с буковой ложей), экспортные и штучные. Какого-либо «улучшенного» исполнения не было. Ранние «штучники» отличались от рядовых более кучным боем, ореховой ложей, хромированными деталями УСМ и более тщательной сборкой. Гравировка могла оставаться стандартной. Много ружей шло на внешний рынок. От обычных «54-к» экспортные экземпляры отличались лишь ореховой ложей и клеймами.


И, наконец-таки, прояснилась ситуация по Иж-54 т.н. «американского заказа» и в исполнении «Спорт». Американский заказ был! Ружья из этой партии отличались лишь красивым, специально отобранным деревом и были собраны в 1960-х гг. Но американцы в итоге сами отказались от этих поставок – дерево их всё-таки не устроило. Ружья ушли на внутренний рынок, по «своим», надо полагать.


А вот с Иж-54 «Спорт», о котором ходит так много легенд, всё оказалось не так просто. Во-первых, это ружьё изначально не было предназначено для стендовой стрельбы – для этого выпускались модели ЦКИБа. Модель «Спорт» была обычным охотничьим ружьём. Отличалась от штучных Иж-54 шикарной гравировкой и боковыми «ушками» на «яблоках» колодки, «Спорт» собиралась по спецзаказам как «штучник» высшей градации. В связи с высокой ценой и сложностью изготовления, этих ружей было собрано не более нескольких десятков.


На этом можно и остановиться. А если кто-то из читателей имеет иное мнение или более конкретную информацию – пишите в редакцию!





Иж-54
Статья была опубликована в журнале "Мастер-ружьё"
(Не могу вставить ссылку именно этой страници)
 

kolesnyk_2007

ветеран форуму
надійна команда
Тема старая.... на ганзе и медведе была с 2007 года.... смысл открывать её здесь???
Бакелитовым лаком покрывали ЦК, чтоб сохранить, защитить она легка к истиранию!
А в Украине делают.... здесь на форуме есть темка....
Переглянути вкладення 323124
А де ця тема?
 

cagor

Слідопит
Цветная калка на отечественных ружьях
Настоящая или имитация?
Юрий Максимов
фото автора







Уже несколько лет, на просторах Интернета и в оружейной прессе, с переменным успехом идёт ожесточённая дискуссия по поводу цветной калки на отечественных ружьях. Речь идёт о внешнем покрытии ствольных коробок ранних курковых «тулок» (ТОЗ-Б царского и советского производства) и, особенно, - популярнейших ныне ижевских горизонталок – Иж-54 и Иж-26.


Несмотря на то, что в отечественных книгах на охотничье-оружейную тематику прямо указано, что красивые «мраморные» разноцветные разводы на колодках советских охотничьих ружей – побочное следствие термообработки низкоуглеродистой стали, проводящейся для её цементации, часто можно слышать утверждения, что цветная калка – это лишь имитация. Лак такой, мол, «под калку». Намазали на колодку, засунули в печь, запекли и – вот она, имитация цветной калки. Потому она и облезает с металла и вообще – халтура ижевцев. Так где же истина?


В таком деле, как покрытие колодки ружья, наверняка не может быть промежуточных вариантов: обычно это или цветная калка или один из видов оксидирования. Реже – покрытие драгметаллами, хромом или никелем. Неужели был смысл изобретать велосипед и обманывать миллионы советских охотников и их потомков, столь ценящих оружие своих отцов и дедов?









Цветная калка очень хорошей сохранности на экспортном Иж-54. Фото: Александр Антонов

Цветная калка


Про технологию цветной калки написано много. И, как обычно, в таких рассказах всё сводится к неким таинственным особенностям технологии, которые хранятся мастерами в глубоком секрете. Мол – настолько всё сложно, что только единицы во всём мире могут сделать «настоящую» цветную калку, а остальные занимаются «имитацией». Для чего нужно было «имитировать» калку на серийных советских ружьях, нам не сообщают.



Битое жизнью Иж-54. Цветная калка на колодке вытерто, металл патинировался со временем



а это тройник Зауэра, 1962 года выпуска. Когда-то его колодка была покрыта красивой цветной калкой, ныне начисто вытертой жёсткой эксплуатацией. Так что калка стирается не только на наших ружьях

Не раз приходилось слышать про потерянные, после смерти «посвящённых» ижевских мастеров, секреты термообработки колодок. Складывается такое впечатление, что все старые технологические карты физически недоступны и являются неким стратегическим секретом. Конечно же, это не так.



Штучное Иж-54, 1956 г.в.

Если кратко и упрощённо, то разноцветные мраморные разводы на поверхности металла, именуемые «цветной калкой», не что иное как побочный эффект цементации колодок ружей. Длительное насыщение металла углеродом происходит под воздействием высокой температуры, в железном ящике с древесным углём и костями. Без костей желаемого рисунка калки не получится. При этом важен процесс охлаждения детали, которую нужно как можно быстрее, без допущения контакта с воздухом, поместить в воду. При охлаждении и появляются те самые красивые разводы.



фото германской комбинированной «горизонталки» довоенного производства. Цветная калка сильно вытерта, но её остатки выглядят достаточно симпатично. Фото: Алексей Вязун

Так применялась ли у нас эта методика массово? Для отечественной оружейной промышленности приоритетным всегда было производство военного оружия. Но, т.к. стране требовалось огромное количество и классических охотничьих ружей, то основными критериями для них были конструктивная простота и технологичность, обеспечивающие надёжность в любых условиях, большой ресурс и низкую цену продукции. Практически, исходя и стоимости и утилитарности, наше крупносерийное охотничье оружие является промысловым, сохраняя при этом классическую конструкцию и приемлемое оформление. Не до изысков, короче. Но цветную калку мы видим как на массовых «тулках», так и на рядовых «ижаках», выпущенных огромными тиражами. Где искать правду?


На одном из оружейных форумов я наткнулся на ссылку, по которой исходило, что редакция Российской Охотничьей Газеты (№38(790) от 16.09.2009) обращалась по этому поводу к ведущему инженеру-конструктору отдела Главного конструктора Ижевского механического завода М.Е.Драгунову, с вопросом об объеме выпуска ружей модели Иж-54 с цветной калкой колодки. Отвечая на вопрос редакции, сын создателя СВД якобы заявил, что «ружья с цветной калкой колодки выпускались в единичных экземплярах, так как такой процесс является технологически сложным и в массовом производстве оружия не применяется».


Всё это довольно свежо звучит. Во-первых, обобщённая информация по этому вопросу по сути прямо противоположна. Во-вторых, Михаил Евгеньевич на ИЖМЕХ пришёл относительно недавно (в 1991 году) и к гладкоствольному оружию отношение всегда имел весьма опосредованное. В-третьих – я позвонил Михаилу и задал ему вопрос касательно цветной калки вообще и запроса редакции в частности. Про запрос как таковой конструктор вообще ничего не припомнил, а вот про калку ответил, что она, насколько он знает, на наших ружьях всегда была настоящая. Во избежание недоразумений, он пообещал всё уточнить у ветеранов производства, что сулило пролить свет на истину.



колодка Иж-26 производства 1970-х гг



ещё одно Иж-26, цветная калка не такая красивая и порядком обтёрта

Обратился я и к ижевскому конструктору-оружейнику Виктору Вальневу, с 1980 г. работавшему на ИЖМЕХе и именно с охотничьими двустволками. Он, хотя и не застал производство моделей 54/26, но твёрдо убеждён, что цветная калка на этих моделях самая что ни на есть настоящая и на этих ружьях (не реставрированных) чёрных колодок он не видел. По его мнению, это сейчас в кустарных условиях цветную калку сделать явно на порядок дороже, чем даже ржавый лак. В заводских же условиях того времени калка была проще и дешевле ржавого лака.


Знакомый ижевчанин Олег Васильев посоветовал обратиться к Леониду Павловичу Беляеву, ветерану ИЖМЕХа. По моей просьбе, Драгунов в Школе ружейного мастерства имени Л.Васева, где ранее преподавал Беляев, нашёл телефон 75-летнего пенсионера, который с 1952 по 1967 гг. руководил бригадой сборщиков штучных и экспортных ружей, в т.ч. - именно модели «Иж-54»!


Во время очередного моего звонка, Михаил Драгунов буднично так сообщает, что держит в руках технологический альбом от 1962 года по Иж-54, в котором чёрным по белому написано: «обработка ствольной колодки – цветная закалка»! В принципе, вопрос снят, но никак нельзя упустить возможность пообщаться с «последним из могикан». Л.П.Беляев – последний, кто остался в живых из того поколения заводчан. Он – наш последний шанс узнать интересные подробности из производственных тонкостей по интересующей нас теме.


Звоню Леониду Павловичу и слышу в трубке бодрый голос, совсем не похожий голос 75-летнего деда. Представляюсь, объясняю Леониду Павловичу что да как и с маху задаю главный вопрос – настоящая ли была цветная калка на ижевских ружьях? Беляев оживляется и, не на секунду задумываясь, подтверждает очевидное, под корень круша надоевшие мифы и сомнения: цветная калка на наших ружьях была, причём как на Иж-54, так и на Иж-26. Настоящая! Покрытая сверху твёрдым бакелитовым лаком. Вот и всё, под многолетними нагромождениями теорий подводим уверенную черту и ставим жирную торжествующую точку.



Мастер Л.П.Беляев в окружении юных мастеров ижевской Школы ружейного мастерства



Л.П.Беляев ведёт урок в Школе ружейного мастерства. 1970-е гг. Обратите внимание на возраст слушателей – охотничье оружие на заводе собирали весьма юные мастера. Впрочем, во время войны на заводе работали и подростки, так что привлечение к работе подрастающего поколения - это просто хорошая традиция воспитания настоящих Мастеров

Но, думаю, многим читателям, особенно - счастливым владельцам «двадцать шестых» и пятьдесятчетвёрок», будет интересно узнать несколько любопытных фактов.

Иж-54. Неизвестные страницы истории.


Производство Иж-54 началось именно в 1954 году, с опытной партии. Сейчас многие охотники склонны утверждать, что самые первые выпуски «54-к» были самыми качественными. Но это не совсем соответствует действительности – серийное оружие становится наиболее качественным лишь спустя некоторое время, после отладки производства. К примеру – на показанном на фотографиях штучном Иж-54 1956 года выпуска, с казенников стволов начисто облез, казалось бы, нестираемый чёрный хром – именно из-за неотработанной, на тот момент, технологии. С самого начала стволы красили ржавым лаком, но недолго – уж слишком нетехнологичным был этот процесс. Попробовали чёрный хром – не пошло. Вернулись к ржавому лаку.


Иж-54 недаром считается штучным, даже в рядовом исполнении – сборка этих ружей, по сути, осуществлялась дважды – в «белом» виде и после цветной калки. Колодку, после термообработки, неизбежно «вело», поэтому необходимой была притирка блока стволов заново. Хороший мастер за день мог провести окончательную сборку не более 5-ти ружей – помимо технической сложности, из-за огромного количества ручных операций, требовалась предельная аккуратность, что бы не повредить цветную калку.


Требования к качеству сборки были очень высокими – на штучных ружьях зазоры между казённиками стволов и зеркалом колодки не должны были превышать 0,01 мм! Но и рядовые ружья были отменно собраны.


Первые выпуски Иж-54 имели цельные стволы, изготовленные методом глубокого сверления. Межствольные планки паялись припоем ПОС-40, процесс спайки проводился в печах, дефекты пропаивались паяльниками вручную. В казённой части ствольные трубки паялись латунью. Существует мнение, что это «отжигало» стволы, делая их менее прочными на разрыв. Отчасти это верно, но все спаянные стволы отправлялись на проверку. Ствольные блоки, не отвечающие расчётным требованиям по прочности, отбраковывались. Последующее внедрение ствольных муфт не только упростило производство, но и положительно сказалось на прочности стволов в частности и живучести ружья в целом.


Именно поэтому дальнейшее развитие Иж-54, воплощённое в модели Иж-26, оказалось большим шагом вперёд: помимо снижения трудоёмкости производства примерно в 1,5 раза, Иж-26 было ничем не хуже Иж-54 в эксплуатации, отличаясь от последнего только упрощением запирания и внешней отделки. Но из цехов уже шли более точно изготовленные детали, что резко снизило количество ручных доводочных операций. Вопреки расхожему мнению, смена болта Гринера на запорную планочку, никак не ослабило запирание. А наши охотники стали получили более дешёвое ружьё, имеющее отличные рабочие характеристики.






паспорта на Иж-54

Градация исполнения модели Иж-54 была простой: рядовые ружья (они шли с буковой ложей), экспортные и штучные. Какого-либо «улучшенного» исполнения не было. Ранние «штучники» отличались от рядовых более кучным боем, ореховой ложей, хромированными деталями УСМ и более тщательной сборкой. Гравировка могла оставаться стандартной. Много ружей шло на внешний рынок. От обычных «54-к» экспортные экземпляры отличались лишь ореховой ложей и клеймами.


И, наконец-таки, прояснилась ситуация по Иж-54 т.н. «американского заказа» и в исполнении «Спорт». Американский заказ был! Ружья из этой партии отличались лишь красивым, специально отобранным деревом и были собраны в 1960-х гг. Но американцы в итоге сами отказались от этих поставок – дерево их всё-таки не устроило. Ружья ушли на внутренний рынок, по «своим», надо полагать.


А вот с Иж-54 «Спорт», о котором ходит так много легенд, всё оказалось не так просто. Во-первых, это ружьё изначально не было предназначено для стендовой стрельбы – для этого выпускались модели ЦКИБа. Модель «Спорт» была обычным охотничьим ружьём. Отличалась от штучных Иж-54 шикарной гравировкой и боковыми «ушками» на «яблоках» колодки, «Спорт» собиралась по спецзаказам как «штучник» высшей градации. В связи с высокой ценой и сложностью изготовления, этих ружей было собрано не более нескольких десятков.


На этом можно и остановиться. А если кто-то из читателей имеет иное мнение или более конкретную информацию – пишите в редакцию!





Иж-54
Статья была опубликована в журнале "Мастер-ружьё"
(Не могу вставить ссылку именно этой страници)
Автор стати мог бы уже и за ИЖ 54 в 16-ом спросить, тоже людей интересует:)
 

север

ветеран форуму
надійна команда
Т.е. получается, что цветная калка+бакелитовый лак=это одно покрытие?:confused:
Так о чем мы тогда спорим вообще?!
 
Зверху