Этика охотника

Tavelik.58-20

Мисливець
Защитники природы и любители зверей, часто обвиняют охотников в напрасном убийстве и жестокости. В доказательство своих слов, они приводят примеры, отстрел певчих птиц, редких животных, неоправданную стрельбу по животным, браконьерство. Но как это относится к охоте?
Все это не более, как проявление невоспитаности, невоспитаности и некультурности.
Настоящий же охотник, никогда не позволит себе убийства ради самоутверждения. Он любит природу, знает и четко выполняет правила охоты, умеет хозяйственно использовать дары природы. Начинающий охотник, должен быть достойным приемлиником охотничьей культуры. Не зря, первое охотничье общество именовалось - "Общество верной(правильной) охоты". Каждый молодой охотник должен овладеть знаниями о промысле охоты и природе в целом.
Если же принебречь этим правилом, то охота становится либо заслугой егорей, либо случайной находкой дичи и как правило, доставляет лишь неприязнь и нервозность в ожидание добычи. Отсюда и напрасная стрельба, пальба по маткам с выводками или запретным видам. Добыча не принесет удовлетворения, потму что человек будет знать, что она досталась по чистой случайности.
Совсем другое дело - знающий охотник. Обучение продолжается около года, которое основано на определенной методике, опыте передающемся поколениями. Изучаются различные повадки зверя, обучение собак, охрана окружающей среды. "Правильному" охотнику, не доставит радости, зверек случайно выскочивший на его пути. Он не будет жалеть о том, что не успел взвести ружье или поднимать стрельбу, а наоборот, порадуется такой встрече и отпустит с миром.
 

Вкладення

Tavelik.58-20

Мисливець
Самую большую радость доставляет охота, в основе которой лежит любовь - любовь к природе, к животным. Здесь тотчас может возникнуть возражение: как можно лишать жизни того, кого любишь и, значит, жалеешь, кто тебе дорог?! Противоречие, вроде бы, нонсенс! Может быть, оно и существует, это противоречие, но его надо принимать таким, как оно есть: человека действительно побуждает к охоте любознательность, интерес к природе и любовь к ней, любовь к животным, как отмечал еще С. Т. Аксаков, и отмечал вовсе не затем, чтобы защитить право на существование любительской охоты - в то время у нее, в сущности, не было противников и в защите она не нуждалась.

А может быть, и нет такого уж вопиющего противоречия, если вспомнить, как обихаживают в порядочном крестьянском дворе обреченную на убой скотину, как хозяйка моет и чешет за ухом, ласкает поросенка - и оттого ли разве, чтобы только был больше привес? Да просто потому, что любят хозяева свою животину, жалеют ее и стараются, как положено добрым людям, создать для ее житья лучшие условия, а в урочный час лишить ее жизни без мучений, не как врага. Именно этим, наверное, отличается склад мыслей близкого природе человека от городского интеллигентствующего ханжи, восстающего против охоты не столько из любви к животным, сколько из любви к себе самому, чтобы доставить себе сладость умиления собственной жалостью к "бедным животным" в то самое время, как преспокойно носит из их меха шапку, из их кожи сапоги и куртку, и пушистое манто, поглотившее жизнь не одного десятка зверьков, ест мясо и дичь...

Чувство любви к природе, знание ее и близость к ней - одно из самых благодатных и плодоносных человеческих чувств, из которого произрастает патриотическое самосознание, родственное отношение к своей земле, гордость своей малой родиной, хозяйская рачительность и бережливость при пользовании богатствами земли. Близость к природе и знание ее делают жизнь человека богаче и интереснее, это, быть может, самое простое и доступное средство для того, чтобы при любой судьбе сделать человека счастливее, и только близорукостью, скудоумием и идеологической зашоренностью нашей политики воспитания и просвещения можно объяснить то затяжное небрежение к вопросам познания природы и сближения с нею, обернувшееся ныне невежеством в природопользовании, уродливыми пристрастиями к алкоголю, к наркотикам, и т. п.

Охота, вызванная интересом к природе и любознательностью, обогащает их знаниями, а большие знания делают более осмысленной и глубокой любовь к природе; можно с уверенностью сказать, что самые эрудированные естествоиспытатели были охотниками.
 

Tavelik.58-20

Мисливець
Охотничья этика - это кодекс норм поведения и нравственных критериев охотников по отношению друг к другу, диким животным и природе в целом. Охотничья этика - следствие внутренних убеждений; соблюдается она не из страха наказания, а как требование совести.

Бродя по бескрайней степи, углубляясь в лесную чащу или камышовые заросли, охотник, как правило, находится вдали от посторонних глаз. Именно здесь и раскрывается его истинная, скрытая сущность, поскольку в этой обстановке за все свои действия он отвечает только перед самим собой, перед своей совестью. Нельзя требовать от законодательных органов соответствующих статей закона на все случаи жизни, тут дело в нравственном облике самого охотника.

Однако охотничья этика затрагивает не только нравственный облик охотника, но и отражает уровень развития охотничьего хозяйства и охоты в целом. Тот факт, что "братья наши меньшие" являются органичной частью окружающего мира, обязывает нас бережно относиться к ним. А поэтому самым главным, самым важным элементом охотничьей этики сейчас является активное участие охотников в охране живой природы, в обогащении и рациональном использовании ее ресурсов.

Каждый охотник должен быть подлинным хранителем природы и по-хозяйски относиться к своим охотничьим угодьям. Охотники, редко посещающие эти угодья и практически ничего о них не знающие, ведут себя в них, как посторонние люди: постреляли, распили бутылочку-другую и по домам. А ведь дичь требует постоянного внимания и заботы. Это и защита от хищников и браконьеров, и оказание помощи во время стихийных бедствий, и охрана от агротехнического воздействия (механизации и химизации), от дорожного транспорта и т.д. и т.п.

В настоящее время охоте посвящает досуг огромное количество людей всех возрастов и профессий, которых объединяет любовь к природе. Современный охотник - это закаленный и тренированный боец, способный без особого труда пройти десяток километров по лесу или провести целый день на лыжах, это отличный стрелок, опытный следопыт-разведчик, горячий патриот, знаток и любитель родной природы.

Но, к большому сожалению, в последнее время мы все чаще и чаще встречаемся со случаями, когда отдельные охотники (в основном это касается молодежи) нарушают неписаные охотничьи законы и демонстрируют свою нравственную ущербность. При этом подавляющее большинство нарушителей не являются сами по себе хапугами, им просто незнакомы нравственные критерии поведения на охоте. Что же это за критерии?





  1. Позор и грубейшее нарушение охотничьей этики - стрельба по чайкам, певчим птицам и другим живым целям ради забавы или "чтобы набить руку".

    Охота и алкоголь несовместимы, а охотники, употребляющие на охоте спиртные напитки - это потенциальные преступники! Особенно опасно участие выпивох в коллективных охотах. Они зачастую забывают разрядить оружие, а через какое-то время, считая его разряженным, нажимают на спусковые крючки. При этом обычно страдают окружающие, сами "стрелки", как правило, остаются невредимыми.
    Довольно часто между подвыпившими участниками охоты происходят ссоры, которые порой заканчиваются трагически, поскольку в руках у спорящих всегда имеется оружие, а контролировать свои действия должным образом они уже не в состоянии. Чтобы обезопасить участников охоты от подобных "случайностей", нужно вести с любителями спиртного самую решительную борьбу, вплоть до их исключения из охотничьих обществ.
  2. Одежда. К примеру, экипировка немецких охотников всегда выглядит безукоризненно. В отличие от наших соотечественников, обычно одетых кто во что горазд, немец, как правило, одет в униформу темно-зеленого цвета и кожаные сапоги, На голове - шляпа с узкими полями. Немцы вообще любят униформу, ну а охотники носят ее с особым шиком, тем более что саму охоту они всегда рассматривают не как рядовое занятие, а как праздник. Пора бы и нам критически посмотреть на себя со стороны и приодеться соответствующим образом, тем более что сейчас в магазинах продаются охотничьи костюмы на любой вкус. Ватные телогрейки и шуршащие плащ-накидки -это вчерашний день. Они неприлично выглядят и для охоты непригодны.
  3. Решение организационных вопросов. Никакие споры с руководителем охоты как при подготовке, так и во время охоты не допускаются. Всегда должно соблюдаться жесткое единоначалие: руководитель дает указания, а все участники охоты безоговорочно их выполняют. Именно от этого зависит безопасность и обеспечивается успех охоты.
    Старшинство на охоте определяется не служебным положением охотника, а его охотничьим опытом. Право выбора места охоты зависит от очередности прибытия охотников на базу. При облавных охотах стрелковые номера, как правило, определяются жеребьевкой. Но бывают и исключения, когда лучшие места на стрелковой линии выделяются гостям или почетным членам общества, а номера, наиболее близкие от транспортных средств, предоставляются пожилым охотникам, которым трудно передвигаться на большие расстояния, особенно по глубокому снегу.
    Правомерным также считаются действия руководителя охоты, когда наиболее перспективные номера на стрелковой линии он отдает лучшим стрелкам. Прокладывание первой лыжни, переноску флажков и дежурство по лагерю настоящие охотники всегда делят между собой поровну. Лентяи и "бароны" в компании охотников неприемлемы.


    Добор подранков - неписаный закон для каждого уважающего себя охотника. Оставлять в угодьях искалеченную, но не добитую дичь - позор для каждого человека.
  4. Твердо знать и строжайше соблюдать существующие в данном регионе правила охоты, не допускать нарушения этих правил другими лицами, вести непримиримую борьбу с браконьерами и их пособниками, быть корректными и вежливыми в обращении со своими коллегами по охоте.
    Нельзя занимать чужие шалаши, скрадки и лабазы. Нельзя стрелять дичь там, где нет возможности ее найти и подобрать. Неэтично стрелять зайца на лежке или куропаток и тетеревов, убегающих от охотника по земле. Не допускается стрельба не целясь по стае уток или взлетевшему выводку тетеревов. Ни под каким видом не трогайте "старку" (матку), которая обычно взлетает первой и, изображая из себя подранка, всегда старается отвлечь внимание охотника от своих птенцов. Ни в коем случае нельзя стрелять по зверю, идущему на соседний стрелковый номер.
  5. Особо следует остановиться на дальностях стрельбы, на стрельбе за пределами надежного выстрела, так как именно такая стрельба приводит к большому количеству подранков, которых затем не удается добрать. Главным образом это касается охоты на уток поздней осенью, когда вдруг налетевшая стайка "северян" начинает кружиться над водоемом, выбирая место для посадки и постепенно снижая высоту полета. Уважайте коллег по охоте и не палите в белый свет, как в копеечку; дайте возможность выстрелить вашему соседу, но уже на убойной дальности. Не жадничайте, ведь за вашими действиями на водоеме обычно наблюдают десятки глаз ваших товарищей, они оценят ваш поступок.
  6. Основная заповедь охотничей этики на весенней охоте: охоться, но не мешай охотиться другим.. Весенняя охота не терпит близкого соседства охотников, так как они непременно будут мешать друг другу, Предположим, что вы скрадываете поющего глухаря, он совсем рядом, но тут гремит чей-то близкий выстрел и глухарь замолкает. Все, охота испорчена! Всегда помните, что неприлично вторгаться туда, где уже обосновался другой охотник. Этот неписаный закон весной особенно ценен. И никакой лепет подошедшего к вам охотника, что, дескать, "в тесноте, да не в обиде" не сможет оправдать его бесцеремонность и хамство.

    И еще один момент. Хотя существующими правилами весенней охоты стрельба влет напрямую не запрещена, не стреляйте по налетевшей птице, дайте ей возможность подсесть к вашей подсадной. Это исключит возможность непреднамеренного отстрела уточки, да и сам выстрел по сидящей на воде птице даст вам стопроцентную гарантию на успех.




    Неприлично также, когда более удачливый стрелок, приехавший на охоту в компании, забирает все трофеи себе. Здесь более уместен справедливый товарищеский раздел отстрелянной дичи.
  7. А теперь несколько слов об этике при охоте с охотничьими собаками. Охота с гончими, как правило, компанейская. В ней вместе с владельцем собаки участвуют еще несколько человек. Никогда не забывайте, что вы - гость, а владелец собаки - хозяин, а следовательно, и распорядитель всей охоты. Не лезьте к нему с советами и указаниями. Он еще накануне продумал все детали предстоящей охоты, и ваши высказывания будут его только нервировать.
    Услышав заливистый голос гончака, не бросайтесь со всех ног в сторону гона. Занимая лаз, соблюдайте корректность по отношению к другим членам вашей охотничьей компании. Если прямо из-под ваших ног выскочил заяц, не вскидывайте ружье: настоящий гончатник зверя на подъеме никогда не стреляет.
    Охотничья этика запрещает также отстрел гонного зайца из-под чужой собаки. К сожалению, среди охотников бытует ложное представление на сей счет. Многие считают, что если заяц взят из-под чужой собаки, то нужно просто найти ее владельца и отдать ему трофей. А тот, якобы, с благодарностью вручит вам взамен заряженный патрон. Это неверно! Из-под чужой собаки зверя вообще стрелять нельзя! Ведь для подавляющего числа гончатников музыка гона важнее, чем сам трофей, так что не лишайте их этой радости и не торопитесь вручить хозяину собаки кусочек мяса, завернутый в шкурку. На кого нарветесь, а то ведь и по физиономии можно запросто схлопотать. И поделом!
    Весьма часто охота с гончими превращается в "охоту за гончими", особенно если это происходит в густонаселенной местности. Ваш долг - вместе с владельцем собак искать их до победного конца. Никогда не уходите с охоты один. Товарищи, обнаружив ваше отсутствие, бросятся на ваши поиски. Помните, с охоты из лесу нужно всегда возвращаться всем вместе.
    Если вы отстреляли зайца, то обязательно спросите у владельца собаки, не возражает ли он, чтобы вы взяли его себе. А если вам посчастливилось взять двух ушастиков, а в компании есть неудачник, то отдайте ему одного зайца. Лучше всего сделать это через владельца собаки и не в лесу, а вернувшись на базу, чтобы ни у кого не возникло подозрения, что вы просто хотите избавиться от лишней тяжести.
  8. Самый щепетильный вопрос охотничьей этики - кому принадлежит добытая дичь, если по ней стреляли несколько охотников? Положение осложняется тем, что считается неэтичным спорить по этому поводу. Но ведь должны же быть какие-то критерии, с помощью которых можно объективно определить - кто является хозяином трофея. У нас и за рубежом принято считать , что копытную или другую крупную дичь отстрелял тот охотник, который первым произвел эффективный выстрел. Но это не аксиома! Бутурлин, например, считал: "Кто остановил, того и зверь".
    Что же касается зайцев, уток и другой мелкой дичи, то здесь тоже нет полной ясности, кому принадлежит трофей, если по дичи стреляли несколько охотников. Правда, бытует мнение, что дичь принадлежит тому, после чьего выстрела она перестала двигаться. Лично я неоднократно наблюдал, как "чисто" битая утка, упав на воду, еще какое-то время бьется и кувыркается. На всякий случай я обычно держу ее на прицеле: а вдруг она оклемается и заспешит к камышам...
    Но ведь может получиться так, что ваш сосед-хапуга "пальнет" по ней еще раз, чтобы она затихла. И что же? Значит трофей принадлежит ему? Здесь есть над чем поразмыслить, тем более, что уповать на соблюдение рвачом охотничьей этики просто не имеет смысла.



И последнее. Пришло время, когда в охотхозяйствах, где охотников обслуживают егеря, вместо ограничения количества отстреливаемой дичи нужно ввести ограничение количества выстрелов. Убежден, что эта мера значительно сократит число бесцельно гибнущих подранков и отучит любителей стрельбы на больших дальностях от этой порочной практики.
 

Vova_Solovey

Новачок
Tavelik.58-20;126125 сказав(ла):
И последнее. Пришло время, когда в охотхозяйствах, где охотников обслуживают егеря, вместо ограничения количества отстреливаемой дичи нужно ввести ограничение количества выстрелов. Убежден, что эта мера значительно сократит число бесцельно гибнущих подранков и отучит любителей стрельбы на больших дальностях от этой порочной практики.
Цікаво, як це, стояти на номері і лічити постріли сусідів.з думкою чи ввійду я в лімітовану кількість пострілів. Може я чогось не розумію?
 

han

Мисливець
Tavelik.58-20;126125 сказав(ла):
Пришло время, когда в охотхозяйствах, где охотников обслуживают егеря, вместо ограничения количества отстреливаемой дичи нужно ввести ограничение количества выстрелов. Убежден, что эта мера значительно сократит число бесцельно гибнущих подранков и отучит любителей стрельбы на больших дальностях от этой порочной практики.
Позволю себе, с Вами немного несогласиться, кто и как будет контролировать количество выстрелов при индивидуальной охоте, к каждому охотнику егеря неприставишь(тут немогут навести порядок, с лимитами добывания, и количеством патронов в магазине). Если всё-же подранок есть, а лимит выстрелов исчерпан, как быть, добирать подранка или оставлять?Как говорили древние (ненужно составлять закон, который невозможно исполнить и проконтролировать его исполнение, ибо это пораждает безнаказанность и неуважение к закону).На мой взгляд, культура охотника зависит от его порядочности и воспитанности. При ссср (кто помнит) воспитанием молодых охотников, занимались в секциях юных охотников(прививали культуру с ранних лет), а сейчас деньги заплатил, кое-как охотминимум сдал, получил удостоверение и иди охоться.Хорошо, если новоиспеченный охотник попадет в нормальный колектив, а не сборище и.....в. Как говорил професор Преображенский "разруха не в клоазетах, а в головах". Извините за эмоции.
 

nikolay56

Новачок
в свое время лет тридцать назад я стал молодым охотником. на открытии охоты нас собралось около десяти человек. начало предусматривало охоту на голубя .старший лично развел всех по местам определив меня между двумя очень опытными охотниками.указал сектор стрельбы категорически апретив производить выстрел за его границы.после охоты ко мне подошли рядом стоящие охотники и объяснили ,что прежде чем уходить на стаянку нужно разрядить ружье и переносить строго стволами вверх или низ.по приытию на стоянку все убрали ружья и боепрепасы и только потом собрались у стола.при охоте на утку нас учили не стрелять ниже уровня камыша, в сторону предполагаемого номера и по воде. все вопросы решал старший .его слово было не пререкаемым ,указания выполнялись всеми безоговорочно в не зависимости от статуса. за много лет охоты с этим коллективом не помню случая создания опасных ситуаций или скандалов.
 

han

Мисливець
nikolay56;143515 сказав(ла):
е вопросы решал старший .его слово было не пререкаемым ,указания выполнялись всеми безоговорочно в не зависимости от статуса. за много лет охоты с этим коллективом не помню случая создания опасных ситуаций или скандалов.
Согласен с Вами 100%, именно в таком колективе человеку прививали охотничью культуру, дисциплинировали, а если в колектив приходил человек пытающийся "мутить воду" его ставили на место, а то и морду били, если недоходило - выгоняли из колектива.В любом колективе возникают разные организационные вопросы(иногда разногласия, среди старых охотников)но всё решается спокойно, всем колективом-для пользы дела.
 
Зверху